В среднем в
месяц придется платить 5-6 тысяч рублей
В минувшую пятницу, 23 апреля, Госдума в третьем чтении приняла
законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в
связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений». О нем давно и со страхом говорят работники
системы образования, здравоохранения и других бюджетных организаций.
Хотя формально этот закон всего лишь реорганизует финансирование и
несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений, его последствием
вполне может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и
здравоохранения — в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать с
советских лет.
Суть предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные
учреждения становятся более самостоятельными экономически — но при этом
лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По
традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как
военные части, исправительная система, психиатрические больницы,
лепрозории.
А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу
учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством
лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите — а он,
понятно, самый важный в этой ситуации — обсудят лишь в ноябре этого
года, за месяц до начала реформы.
Пока больше всего взволнованы родители школьников — они обсуждают слухи
о том, что в бесплатный лимит могут войти лишь 2 часа русского языка в
неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК,
светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы).
Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в Южном
административном округе Москвы.
Остальные предметы и дополнительные часы, как сообщают те же родители
со ссылкой на директора одной из школ округа, будут платными: за
полноценный язык родителям придется заплатить 1000 рублей в месяц, за
остальные предметы — по 500. Таким образом, полноценное обучение
среднего столичного школьника обойдется его родителям в 5—6 тысяч рублей
в месяц. Сумма для московских родителей не запредельная, но для многих
весьма ощутимая.
В управлении образования ЮАО города Москвы «СП» официально не
подтвердили наличие такого эксперимента. Однако при личной беседе с
корреспондентом издания директор одной из столичных школ подтвердил, что
подобные инициативы обсуждаются на совещаниях у чиновников системы
образования столицы. «Указанный состав бесплатных предметов, конечно,
слишком жесткий — к тому же речь, скорее всего, идет о начальной школе —
но в принципе директоров школ уже готовят к тому, что очень скоро нам
придется зарабатывать на детях, а бюджетное кормление заканчивается».
Стоит отметить, что Конституция РФ и закон «О всеобщем среднем
образовании» гарантируют гражданам России бесплатное общее образование —
однако в этих документах не регламентирован его объем. Таким образом,
урезание бесплатного образовательного минимума хотя бы и до объема
церковно-приходской школы не потребует изменения ни в Конституции, ни в
законе.
Впрочем, даже если бы такие изменения и потребовались — внести их с
нынешним составом Госдумы вполне возможно силами одной «Единой России».
Как это, собственно, и произошло с принятым в пятницу законом о
бюджетных организациях: фракция КПРФ и депутаты других фракций выступили
против, но голосов правящей партии хватило и без убеждения
оппозиционеров.
Поразительно, но грядущая радикальная реформа образования, которая,
если состоится, изменит — и не в лучшую сторону — жизнь миллионов
россиян, остается практически незамеченной ни крупными федеральными СМИ,
ни их аудиторией. Иначе говоря, о готовящемся переводе образования и
здравоохранения на платную основу не знает большинство жителей России, а
те, кто знает, уверены, что не могут ничего изменить.
В такой ситуации трудно удержаться от параллелей и не вспомнить, когда
среднее образование в России в последний раз было платным. Перевести
старшую школу и ВУЗы на коммерческую основу постановил Совнарком в 1940
году — когда уже шла Вторая мировая война и надвигалась Великая
Отечественная.
Это постановление имеет смысл привести полностью:
№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638
«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в
высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений
стипендий».
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и
значительные расходы Советского государства на строительство,
оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших
учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым
возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных
заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и
высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры
платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда , а также столичных городов союзных
республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ
распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ,
сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных
заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и
Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300
рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.
Этот странный для коммунистического государства возврат к коммерческому
образованию объяснялся прагматическими соображениями: в СССР на тот
момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в людях с высшим
образованием. К тому же, военные учебные заведения оставались
бесплатными — а значит, после школы-семилетки мальчишек стимулировали
идти в летные, танковые и тому подобные училища. Надвигалась война, и
правительство не могло этого не понимать.
Было и еще одно, на сей раз не столь прагматичное, соображение.
Введение платы за обучение — такой, какую могли легко позволить себе уже
имеющиеся специалисты с высшим образованием, но не могли низы
советского общества — было серьезным шагом к закреплению новой
сословности в советском обществе. Сын инженера мог стать инженером, сын
рабочего с большой долей вероятности оставался рабочим, сын колхозника —
колхозником. Если, конечно, не шел в армию или партию, которые были
единственными работающими социальными лифтами.
Сталин почти построил такое общество — в нем, если говорить об
образовании, было восстановлено даже раздельное обучение девочек и
мальчиков. Но чуть-чуть не успел: скончался в 1953 году. Отменили
платное и раздельное образование в 1954 году. То есть сразу после
наметившегося поворота к «ленинским ценностям».
Экстраполируя советскую историю на нынешнее положение дел, логично
задать вопрос: что именно сейчас нужно властям, реформирующим систему
образования? Страна готовится к войне (это можно предположить и по
некоторым шагам военной реформы, например, по тотальному внедрению
«паспортов призывника») или хочет новой сословности?
Если первое — то это, как говорится, не дай Бог. А если второе — то
ввести сословность нынешнему руководству России будет еще труднее, чем
Сталину. У «отца народов» было под началом общество, еще хорошо
помнившее прежнюю сословность и не имевшее, в массе своей, высшего
образования. В современной же России процент выпускников вузов не в
пример выше, а бессословное общество — стараниями товарищей Хрущева,
Брежнева и других — все-таки было построено.
|