Главная » 2010 » Июль » 7 » 8 ИЮЛЯ - ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ, ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
08:31
8 ИЮЛЯ - ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ, ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
"Жили они долго и счастливо и умерли в один день" - хорошо знакомая
нам по детским сказкам фраза. А знаете ли вы, что нет в ней ни капли
выдумки? История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в
г. Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках,
но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008
года в России как День семьи, любви и верности.
Петр и Феврония Муромские (в иночестве Давид и Ефросинья) - благоверные
супруги, своей жизнью отразившие духовные ценности и идеалы Святой
Руси. История их жизни много веков существовала в преданиях Муромской
земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем
подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти
с легендами и притчами этого края.
В 1547 году на Московском церковном соборе состоялась канонизация святых
благоверных Петра и Февронии. После канонизации Московский митрополит
Макарий поручил Ермолаю Прегрешному, известному русскому писателю и
публицисту XVI века сделать литературную обработку устной легенды.
Ермолай Прегрешный, более известный как Ермолай - Еразм, современник
Ивана грозного, создал повесть "Повесть о Петре и Февронии" (полное
оригинальное название "Повесть от житиа святых новых чюдотворець
муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра,
нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и
преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину
Еуфросинии"), которая является памятником древнерусской
агиографической литературы XVI века. Повесть написана на
старославянском языке и имеет несколько литературных переводов. Но эта
удивительная история вдохновляет всё новых и новых авторов, писателей и
поэтов, на создание литературных произведений, основанных на этом
сюжете.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия
Владимировича и младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного
князя Павла.
Однажды в семье Павла случилась несчастье - по наваждению дьявола к его
супруге Марии стал летать змей. Женщина, уступившая демонской силе, обо
всем поведала мужу. Князь Павел наказал супруге выведать у злодея
тайну его смерти. Выяснилось, что погибель ему "суждена от Петрова
плеча и Агрикова меча". Узнав об этом, брат Павла князь Петр тотчас
решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на
молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея,
Петр убил его. Но перед смертью змей обрызгал князя ядовитой кровью, и
тело его покрылось глубокими язвами.
Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Будучи уже
больным, он вступил на Муромский престол в 1203 году. Со смирением
перенося мучения, князь во всем предался Богу.
Но вот в сонном видении князю было открыто, что его может исцелить
благочестивая дева из деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр
отправил в ту деревню своих людей. Один из юношей, посланных на поиски
лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по
имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех
расспросов Феврония попросила привести к ней князя. Князя, который сам
ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его
вылечить. И обещал тому, если вылечит, большую награду.
"Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него
не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не
подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил:
гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак.
Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и, передав слугам,
велела вымыть князя в бане и смазать все струпья, кроме одного. Феврония
догадалась о лукавстве и гордости Петра, потому и велела ему оставить
несмазанным один струп. Вскоре от этого струпа вся болезнь
возобновилась, и князю пришлось вернулся к Февронии.
Приехав во второй раз, князь увидел Февронию и так полюбил ее за
благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после
исцеления и сдержал свое слово. Святая Феврония исцелила князя и вышла
за него замуж. Они прибыли в город Муром и начали жить благочестиво, ни в
чем не преступая Божии заповеди.
Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые
бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы
князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на
лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и
утешала святого Петра.
И тогда город Муром постиг гнев Божий. Вскоре приехали послы из Мурома,
умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти,
пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия, и народ
потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Петр и Феврония со
смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя
милостыню с молитвой в сердце.
Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и
Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить
себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой
перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей
келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели
нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но
дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых
супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и
всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Много веков до 1921 года гробница с мощами святых Петра и Февронии была
главной святыней городского кафедрального собора Рождества Богородицы.
Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в
истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом
неоднократно подвергался татарским разорениям. После завоевания Казани в
1552 году по приказу Ивана IV в Муромском кремле был построен новый
каменный собор. В кремле стояли дома московских бояр, где они
останавливались во время военных сборов. Многие из них жертвовали собору
к мощам святых Петра и Февронии богатые вклады. В XVII веке рядом с
собором стояла деревянная церковь Петра и Февронии. В память об этом
храме в правой части нижнего этажа собора был устроен придел Петра и
Февронии, где стояла их древняя каменная гробница. В 1921 году мощи
святых князей Петра и Февронии подверглись кощунственному обследованию,
после чего были перевезены в музей, где с непристойными комментариями
выставлены для всеобщего обозрения. Собор был закрыт в 1924 году, а
перед Великой Отечественной войной был разобран. Первоначально гробница
святых Петра и Февронии, вместе с гробницами других Муромских святых,
была выставлена в антирелигиозном отделе музея, а в 1970-х годах убрана в
хранилище, где и находилась до начала 1989 года. Зимой 1989 года по
просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницы с мощами Муромских
чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. В
Благовещенском соборе гробницы с мощами всех Муромских святых находились
более трех лет.
19 сентября 1992 года мощи святых благоверных и преподобных князя Петра и
княгини Февронии по благословению Архиепископа Владимирского и
Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного храма
Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в
сопровождении великого множества народа. Это был первый за прошедшие
семьдесят лет городской Крестный ход. Он знаменовал собой начало
возрождения церковной жизни в древнем Муроме. Солнечным осенним днем под
колокольный перезвон процессия двигалась от Благовещенского монастыря
по городским улицам к воротам Свято-Троицкого женского монастыря. В
обители Святой Троицы святые супруги обрели новый дом. Таким образом
завершились их скитания, продолжавшиеся на протяжении XX столетия.
Свято-Троицкий женский монастырь расположен в самом центре древнего
Мурома, в Старом Вышнем Городище, где в древности стоял первый Муромский
кремль. Православные люди называют это место самым намоленным в
городе. На территории монастыря построена часовня и источник в честь
святых Петра и Февронии. Каждый воскресный день в шесть часов утра
перед открытыми мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный
молебен с акафистом. 8 июля, в день святых Петра и Февронии, по
традиции, божественная литургия проходит на монастырской площади у стен
Троицкого собора. Богослужение завершается крестным ходом вокруг
монастыря. Поломники со всей России и даже из зарубежья едут
поклониться главной святыне - мощам святых Петра и Февронии,
покровителей любви и брака. Неисчислимы случаи благодатной помощи по
молитвам святых. Сестры монастыря собирают свидетельства о благодатной
помощи даровании бездетным супругам благословенного чада, благополучных
разрешений затрудненных обстоятельств.
Прикоснуться к святыне можно не только в Муроме. Во многих православных
храмах есть икона Святых Петра и Февронии, где любой из нас может
возжечь свечу и попросить помощи и заступничества у угодников Божиих.
Чтимые иконы святых благоверных Петра и Февронии Муромских с частицами
их святых мощей находятся в Храме Вознесения Господня на ул. Б.
Никитской и в Храме преподобных Сергия и Германа Валаамских на 2-ой
Тверской улице в Москве.
День памяти святых Петра и Февронии не был сугубо православным
праздником. В дореволюционной России семейный праздник в честь святых
отмечался очень широко. В Муроме он также отмечался как день города, у
жителей которого возникла идея возродить древнюю традицию по всей
стране. Инициатива жителей Мурома об учреждении 8 июля праздника в День
Петра и Февронии была единогласно одобрена 26 марта 2008 года в Совете
Федерации России. Идею праздновать День семьи, любви и верности
поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. По слова
Патриарха Кирилла, когда на Межконфессиональном совете встал вопрос,
нужен ли России такой праздник, его одобрили представители всех религий,
т.к. в любой религии есть легенды о любви и верности - ведь это не
просто красивые слова, а духовная потребность каждого человека.
Впервые 8 июля 2008 года, который был провозглашен годом семьи, был
отмечен новый праздник - День семьи, получивший официальный
правительственный статус. Главная цель праздника - продвижение истинных
семейных ценностей: любви, верности, ответственности и многодетности,
как важнейшей цели семейной политики, становится одной из важнейших
задач всего нашего общества. Установление праздника "День семьи, любви и
верности" призвано обратить внимание всего российского народа на то,
что семья - основной элемент общества - была и остается хранительницей
духовно-нравственных ценностей, национальной культуры.
У нового праздника очень нежный символ - ромашка. Вместе с тем, уже на
протяжении нескольких лет российским и зарубежным гражданам и
организациям вручается Орден Святых благоверных князя Петра и княгини
Февронии Муромских. Эта награда дается за значительный вклад в
укрепление института семьи, как признание выдающегося служения
укреплению семьи, исполнению супружеского долга и подвига, совершенного
во имя семьи. Орден имеет три степени. Каждая степень определяет
шесть номинаций: "За гражданский подвиг в укреплении института семьи",
"За творческий подвиг в укреплении института семьи", "За воинский
подвиг во спасение жизни и семьи", "За родительский подвиг", "За подвиг
в ознаменование семейного долголетия", "За подвиг материального вклада
в укрепление института семьи" .
Также в 2008 году стартовала общенациональная программа "В кругу семьи".
В рамках этой программы началась установка скульптурных групп в
различных городах России. Архангельск стал первым из 10 городов, где
установлена первая скульптурная композиция "Святые благоверные Петр и
Феврония Муромские". Затем памятники и скульптурные группы,
воспроизводящие разные эпизоды из жития святых благоверных Петра и
Февронии, появились в Абакане, Муроме, Сочи, Ярославле, Ульяновске и
других городах.
День семьи, любви и верности - сравнительно молодой праздник. Со
временем у него обязательно появятся свои традиции празднования. А
сейчас каждая семья - и совсем молодая, и уже крепкая и дружная, и даже
будущая - может положить начало своей собственной традиции отмечать
этот день. Пусть этот день, проведенный в кругу семьи, станет для вас
светлым и радостным, полным взаимопонимания и любви!